К общему списку
СВП скеговые и амфибийные сравниваем возможности
До приобретения судна на воздушной подушке необходимо определиться с его принципиальной конструкцией. Сегодня покупателю доступны два варианта исполнения судов: скеговые и амфибийные. Каждое из исполнений обладает характерными особенностями и преимуществами. Свой выбор необходимо совершать исходя из того, для каких целей будет использоваться СВП.
Воздушные подушки катера отличаются конструкционным исполнением
Первое, что нуждается во внимании будущего владельца катера — разница в конструкционном исполнении воздушной подушки. Для амфибийных суден характерна двухъярусная конструкция, которая удерживается по всему периметру. В ходе движения под днищем проходит большое количество воздушных масс. Подушка скегового СВП также удерживается тканевым способом по периметру. Однако использует гораздо меньший объем нагнетаемого воздуха. Дело в том, что по обоим бортам судна крепятся баллоны (скеги), которые препятствуют выходу воздушных масс из подушки.
Повреждение воздушной подушки несет большую опасность для экипажа судна. В случае с амфибийным катером испортиться может разве что нижний ярус, так как верхний не контактирует с поверхностью. Сегментов в нижнем ярусе может быть от 100 и более. Поэтому потеря одного-двух не грозит ухудшением ходовых качеств. Тем более что потерянный элемент стоит недорого и его легко заменить. Со скеговым СВП дела обстоят гораздо сложнее. Если один из баллонов, содержащих воздух, будет поврежден, это немедленно отразится на водоизмещении. Нарушенная конструкция подушки может быть отремонтирована. Но в полевых условиях эта задача очень и очень трудновыполнима.
Какие катера лучше: амфибийные или скеговые?
Тот, кто планирует совершать дальние речные или морские прогулки, должен знать мореходные качества обоих типов СВП. У судов скегового типа расход топлива всегда будет выше чем у классического. Ведь у скегового имеются элементы, которые входят в воду, а потому увеличивают сопротивление при движении. Съемные элементы нижнего яруса воздушной подушки подвижны и отклоняются в стороны, точно повторяя форму волн реки или моря. При этом подача больших объемов воздушных масс моментально компенсирует выдавленный волной воздух. Элементы же скегового судна повторить форму волны не могут, а потому попросту разрезают ее. Выдавленный волнами воздух восполняется гораздо медленнее.
В отношении поворотливости амфибийные катера более маневренны. Однако некоторые владельцы таких СВП сообщают о том, что наблюдали недостаточную устойчивость судна из-за внезапных порывов ветра. С целью их парирования используется крен судна и высвобождение некоторого количества воздуха из-под одного из бортов. Скеговые СВП более устойчивы на курсе, но вместе с тем и менее поворотливы. Порывы ветра парируются за счет частично погруженных в воду боковых скегов.
Скеговые СВП более устойчивы на курсе по понятным причинам. Так же что бы поднять на скегах ту же массу что и на классической сехеме - нужно вдвое больше мощности двигателя. С полноценной амфибийностью классического ГО скеговая схема ГО сравниться не может. Проблема в жесткости скег, которые очень остро реагируют на неровности поверхности. Скеговые катера могут пропускать довольно крупные препятствия по центру катера между скег, но в случае поперечных преград возникают трудности.