К общему списку
Зимняя рыбалка и судно на воздушной подушке
Маленькие реки, коих в нашей местности предостаточно, практически непроходимы для снегоходов и тому подобной техники. Перекаты и места, куда впадают ручейки, либо вообще не замерзают, как и некоторые верховья речушек, либо покрыты тоненьким ледком. По окончанию сильных снегопадов тяжелый снег становится причиной выхода на лед большого количества воды, которая и пропитывает этот самый снег. Конечно же, верхний слой подмерзает, превращается в лед, и его снова присыпает снегом. Безобидный внешний вид реки рассеивается тогда, когда, ступив на такой снег, проваливаешься в месиво изо льда и воды. Хорошо, если по колено.
Отечественные снегоходы
Отечественные снегоходы «Буран» бессильны перед таким настом, импортные же на большой скорости могут перескочить с одного берега на другой, но поездка вдоль реки на них опасна. Например, «Арго» - гусеничный вездеход канадского производства - способен двигаться по льду, но с большим трудом. Пару раз я, проломив тонкий лед, застревал на нем в снежном месиве. Выбирался при помощи бурения лунки сзади вездехода, березового ствола (загодя приготовленного) и ручной лебедки.
Судно на воздушной подушке (СВП)
В итоге решено было приобрести катер на воздушной подушке. Не имея опыта общения с такой техникой, я затруднялся предположить, как она себя поведет. Я боялся, что нижняя часть может примерзнуть, а при перемещении с воды на лед опасался угодить носом судна под кромку льда. Управление при перемещении по мелким, извилистым рекам представлялось в совершенном уже тумане. Была боязнь распугать рыбу шумом винта.
Выбор СВП
Примерно месяц мне потребовался на то, чтобы выбрать себе СВП, способное бросить вызов нашим погодным условиям. Неширокая распространенность данного вида транспорта с лихвой компенсировалась разнообразием моделей. Решил остановиться на американском производителе, NeotericHovercraft. Изготавливалось судно под заказ: имели место некоторые доработанные узлы, необходимые для рыбалки. Судно было доставлено к месту базирования, которое расположено в Холмогорском районе Архангельской области, в конце ноября 2009 г.
По первому льду
Первая поездка прошла успешно: судно без проблем преодолевало как водную, так и ледяную поверхности. Переход с одной на другую и обратно практически не ощущался. При условии нахождения судна на подушке даже в местах, где лед ломался под весом судна, неприятностей не происходило. Во время движения без подушки лед, конечно, разламывался, передняя завеса и носки пневмобаллонов ударялись об лед, расталкивали его, иногда куски льда поднимались острыми концами вверх. Однако все это не принесло КВП ни малейшего повреждения. Все же пренебрегать мерами предосторожности не стоит - гасить скорость лучше плавно и на тех участках, где лед достаточно крепок или его вообще нет. Если нужно остановиться (или потерять подушку), а внизу тонкий лед, то лучше не набирать разгон вообще, а идти на малых оборотах таким образом, чтобы судно оставалось на подушке.
Рыбалка в ледостав
Рыбачить в ледостав - одно удовольствие. СВП способно доставить в такие места, о которых раньше и не мечтал. Во-первых, с СВП любое место реки легкодоступно. Во-вторых, появляется возможность удить рыбу в заливах: в русле реки лед появляется позже, а в заливах раньше. То есть, обычная лодка уже не поможет, а пешком по льду не доберешься. Зима в начале 2009 г. была непривычно теплой, лед таял и появлялся снова.
В ноябре я решился посетить залив, удаленный от базы на 10 км. Уже кое-где появлялись забереги, но основная часть реки не была покрыта льдом. Прихватил с собой пару донок, зимние удочки и поплавочную шестиметровую удочку. Десяток километров осилил за четверть часа. Аккуратно приблизился к омуту. На поверхности был тонкий слой льда, блестящий от воды сверху: температура была со знаком плюс. Притормозил у места, где начинается лед, потом увеличил количество оборотов двигателя, судно приподнял на подушку и попытался заехать на лед. Поначалу лед треснул, судно провалилось, но... осталось на месте!
В месте, выбранном для стоянки, глубина достигала двух метров. Сделав по две лунки с каждого борта, забросил донки в русло реки, где была чистая вода. Спиннинговые удила пришлось опереть о двигатель СВП. Со льда нет возможности пользоваться подсачком, а потому я его даже не готовил. Концы обоих удил, которыми забрасывал донки, стали тихонько дрожать. Судя по всему, мелочь, решил я. Извлек одну из донок и снял с крючка неплохого ельца. Далее пришла очередь поплавочной удочки и червей, на которых хорошо шел немаленький елец. Спустя какое-то время проверил лунки. В те лунки, которые находились в сторону берега, шел средний окунь. Опытные рыбаки говорили, что окунь любит стоять в воде под крупным дрейфующим предметом. Главное, чтобы этот предмет не издавал шумов, как это может лодка из дюраля. Иногда окунь чередовался с ельцом.
Вдруг удило донки стало подскакивать. Ясное дело, что клюнул кто-то крупнее окуня. Это был сиг, чуть более кило весом. Тащить было сложно, так как мешал лед на границе чистой воды и СВП. Я вспомнил, что подсачок лежит в рундуке, да еще и в собранном виде. Пришлось одной рукой держать донку, а второй управляться с подсачком. Справившись с ним, я отогнал мешавшую льдину от судна. В конце концов, удалось подтянуть сига на палубу. Я почувствовал, что моя лодка на воздушной подушке тихонько начала движение вдоль берега вместе со льдом. И вот уже вся конструкция вальяжно движется по течению.
К слову, некоторое время окуни еще продолжали клевать в лунках. Не хотели, видимо, расставаться с моим судном. Рыбалка заняла около двух с половиной часов. Полчаса заняла дорога туда-обратно. Короче говоря, к обеду прибыл на базу. Полтора десятка крупных ельцов, с десяток окуней, килограммовая сига. Веселая, а главное, удачная рыбалка получилась.