К общему списку

Хариус в разгар зимы и судно на воздушной подушке

К концу первого месяца зимы реки довольно основательно замерзают. В искривленных участках рек частенько могут образовываться торосы. Своим появлением они обязаны обычным льдинам, которые прибивает к каменным грядам, небольшим островкам. Бывает, что льдины просто застревают в узких местах русла или на изгибах рек.

прогулка на КВП

Со временем все это засыпается снегом и смерзается. Торосы могут достигать полутора метров в высоту. Форма может быть различной: от небольшого ледяного холмика до настоящего трамплина. Именно торосы представляют одну из главных опасностей для СВП, ведь такие катера не оснащены тормозами и не могут резко повернуть.

Торосы

Если случится неожиданно наткнуться на торос, то тут есть два варианта действий: либо прибавить газу и перескочить торос, либо попытаться объехать его. В случае если КВП налетит на пологую сторону тороса, то, скорее всего, все обойдется - судно совершит прыжок. Куда печальнее будет натолкнуться на толстый торец тороса. Тут остается уповать на прочность сборки СВП. На реке, покрытой снегом, или вообще в снежном поле часто можно встретить то, что летчики именуют белизной.

Это когда пространство перед вами кажется ровным и белым, а преграды в виде торосов, сугробов или занесенных снегом островков видны только когда вы к ним уже очень близко. Сильнее всего усложняют видимость снегопад и пасмурная погода. При солнце видимость лучше, ведь предметы отбрасывают тень, позволяя раньше заметить препятствие. Будучи человеком аккуратным, я не езжу незнакомыми путями на максимальной скорости. Куда лучше компенсировать время на обратном пути, ориентируясь по собственным следам. Помню я один из дней зимы 2005 г.

На рыбалке

Я и мой друг Антон отправились на рыбалку на КВП. В планах было пройти небольшой речкой в места пустынные и порожистые, где можно было знатно половить хариусов, а, если повезет, и сигов. 20 километров, отделявших от реки, проехали на джипе, с СВП в трейлере. Довольно успешно судно с трейлера скатилось на лед реки. Набрав обороты, я дал газу, и наше судно, слегка приподнявшись на подушке, двинулось по реке, покачиваясь.

Доведя скорость до 60 км/ч, я не стал увеличивать дальше, потому как река имела вид совершенно незнакомый. До точки назначения нам предстояло одолеть 40 км. Первый десяток километров не принес особых зрелищ, кроме трех пустоватых деревушек. Дальше нас ждали дикие места. Проезжая мимо одной из деревень, мы вылетели из-за поворота и увидели группу любителей подледной рыбалки. Разместившись во всю ширину речки, они на донки ловили сига. С нашим неожиданным появлением среди рыбаков случилась паника с последующим хаотичным метанием из стороны в сторону. Но мы разошлись с ними полюбовно, лихо пронесшись мимо по крутому склону одного из берегов. Одной из особенностей катера на воздушной подушке является способность с разгона одолевать крутые склоны и дальше эффектно скользить по ним. Следующие 10 км прошли без приключений. И вот начались пороги, которые никогда не замерзают. Начали попадаться заснеженные островки. Плеса сплошь были покрыты льдом. К счастью, погода была солнечной и белизна особо не мешала нам.

Преодоление препятствий

Пегас 5У

Впереди обозначился порог. Мы шли 50 км/ч. Неожиданно обнаружилось, что судно прямиком направляется на пологий, укрытый снегом остров. Сворачивать почему-то не захотелось, и я решил не менять курса, правда, убавив обороты двигателя. Остров неожиданно оканчивался метровым обрывом, за которым имела место крупная, но мелководная полынья с торчащими из нее корягами и камнями. Судно рванулось с обрыва в полынью, подняв фонтаны водной пыли. Приводнились мягко. Во всяком случае, какого-то удара ни я, ни Антон не почувствовали. Отъехав немного, я заглушил движок, и мы осмотрели судно. Некоторое время переводили дух, пили водку с чаем. К слову сказать, людям, которые водят авто, будет непросто привыкнуть к управлению КВП.

Торможение

Двигаясь на машине и видя опасность, вы притормаживаете или останавливаетесь. С СВП все с точностью до наоборот: при виде препятствия, преодолеть которое судну по силам, надо выжать обороты до максимальных, с целью обеспечить наилучшее состояние подушки. Остановиться в данном случае или значительно снизить скорость вряд ли удастся, а создаваемое под корпусом СВП давление способно поднять судно, что смягчит удар. Остаток пути прошел ровно и без инцидентов.

Для начала притормозили за излучиной, ожидая найти за ней яму. Лунки делали квадратно-гнездовым способом. Толщина льда оказалась такой, что едва хватало длины бура. Маленькая глубина, илистое дно - здесь нам хариуса не сыскать. Пришлось двинуться дальше к заливу, недалеко от переката. Именно в таких местах стоит зимой охотиться на хариуса. Проделав метровую дыру во льду, бур уперся в каменное дно. Ближе к перекату лед уже был прозрачный, под ним бежала вода, было видно камни и водоросли. К середине речушки уже видна была глубина, однако пройти по льду оказалось невозможным, и мы подъехали туда на СВП. Наличие нескольких промоин во льду избавило от необходимости сверлить лунки.

Ловля на мормышку

Опустив мормышку в отверстие, я начал вытравливать леску в надежде определить дно. На третьем метре лески я догадался, что мормышку попросту снесло течением, так как она была слишком легкая. Я уж было потянулся за заменой, как кивок заметно дернулся, а я на автомате подсек. Хариус в характерной для него манере клюнул на болтавшуюся по течению мормышку. Я с трудом подтянул рыбину к промоине, когда сообразил, что хариус в нее просто не пройдет. Почти плененной рыбе хватило моего секундного замешательства.

Хариус резко дернулся и отбыл дальше, сохранив себе на память серебряную мормышку. Всячески ругая свою лень, я приступил к сверлению нормальной лунки, благо лед был трехсантиметровой толщины. Наученный горьким опытом, я выбрал удочку с мормышкой тяжелее, с более толстой леской. Однако это не привело ни к чему: дно все так же не определялось. Хариуса не было.

судно на воздушной подушке Пегас 5УСВП способное передвигаться по любой поверхности Российское судно на воздушной подушке AeroJet 12

Вообще, эти рыбы не ходят стаями, и в одном месте вы сможете изловить не более 3 особей за один раз. Это рыба-одиночка, если можно так выразиться. Не нашли мы рыбы и в других местах переката. Мы отправились на следующий перекат и также остановились в заливе. Наделали лунок и даже нашли яму. Вскоре в одной из лунок посчастливилось изловить хариуса. Внимание привлек ненормально развитый спинной плавник. Вообще, хариусы - обладатели больших плавников на спине, но тут было просто полотнище. Антон тоже отметился поимкой хариуса средних размеров. Так как река была нам незнакома, мы не смогли больше поймать ни хариуса, ни сига.

Другая рыба также не обозначилась. Примечательно, что в верхней части маленьких рек я никогда не ловил никакой другой рыбы кроме щуки или хариуса. Знающие люди говорят, что зимой рыба уходит из верховьев в среднее и нижнее течения. Отсюда мораль: к зиме готовься летом, примечай возможные места скопления рыбы зимой. Но мы зато испытали свой СВП в прыжке с метрового трамплина, получили полезный опыт, и рыбалка понравилась нам обоим. Лично мне никогда не забыть, как сильно и резко рвал леску хариус.