К общему списку
Поведение и движение СВП над разными поверхностями вода, грунт, снег, лед, болото
Благодаря техническим особенностям судов на воздушной подушке диапазон их использования весьма широк. Морские и речные прогулки, экскурсии, туризм, охота, рыбалка — повышенная проходимость и простота в управлении СВП позволяют по новому взглянуть на активный одтых. Если вы немного присытились обычной охотой или рыбалкой катер на воздушной подушке освежит ваше хобби и добавит в него настоящий дух преключений. Представьте - направляться можно куда угодно!
Главное достоинство СВП заключается в возможности преодоления труднопроходимых мест. К таким местам можно отнести сильно заболоченную местность, рыхлый снег, тонкий лед, мелководье. К слову, данная способность обусловила использование судов на воздушной подушке в ходе поисковых и спасательных операций.
Преодоление препятствий на СВП
Любые разговоры о проходимости судна на воздушной подушке в итоге сводятся к выяснению радиуса бревна, которое можно преодолеть в штатном режиме. В среднем производители закладывают высоту препятствия 50 сантиметров. Даже небольшие катера на 2-3 пассажирских места могут преодолевать поперечные неровности высотой 30-40 сантиметров. Это если мы имеем дело с классической схемой гибкого оргаждения.
Скеговые катера имеют приблизительно те же параметры, но при условии прохода препятствия между скег. Если преграда по размеру не будет уступать расстоянию между скегами, то врятли получиться пройти по ней. Скеги упираются даже в небольшие препятствия 10-20 сантиметров, но позволяют форсировать их на большой скорости. Плавно "переползти" бревно обхватом 30-40 сантиметров может только классическая схема. Зато на скеговых судах можно лихо пустить их под днище на скорости 30-40 километров в час.
Свп на воде
Понятно, что и по воде катера на воздушной подушке ходят без проблем. Не зря их называют "судами" и "катерами". Максимальная скорость на воде будет несколько меньше, чем по льду или снегу. Если спустить "подушку" на воде, то наполнить ГО после будет сложнее. То есть при максимальной загрузке поверхностное натяжение воды может и вовсе не выпустить катер. При загрузке судна больше 50-60% старайтесь не сбрасывать давление в гибком ограждении над водой. Это касается как класической схемы так и скеговой. Практически все СВП позволяют находиться на воде с заглушенным двигателем и имеют хороший запас плавучести.
Движение по воде можно считать наиболее безопасным и щадящим для катера на воздушной подушке. Гибкое ограждение изнашивается менее всего именно на водной поверхности. На воде наилучшая видимость, особенно на открытой воде типа озер или речных заводей. Препятствия на воде встречаются редко и видно их издалека.
Не рекомендуется сходить в воду на большой скорости. Сила трения на воде намного больше, и, в добавок, сход в воду всегда идет под углом и катер немного клюнет носом. Два этих фактора заставят катер мгновенно сбросит скорость. Таким образом можно повредить и катер и пассажиров. Технически это в первую очередь вредит гибкому ограждению.
Так же как обычные лодки СВП при определенной скорости выходит в режим глиссирования. В экстренных ситуациях на воде можно применять эффективное торможение путем сброса давления в подушке. В холодное время года нужно следить за обледенением лопастей и лобового стекла.
СВП на земле
Поведение СВП на земле более инертное, чем на воде, но не такое свободное как по льду или снегу. Сцепление на разных типах грунта может отличаться, но в целом оно меньше, чем с водой. Катер поднимает клубы пыли, но они остаются позади. При использовании СВП на земляной поверхности нужно позаботиться о защите винтов от мусора.
При движении по земле износ ГО повышается приблизительно на 30-40%. При выходе на асфальт или гравий износ повышается на 70-80%, что так же является усредненной субъективной оценкой. Износ ГО может зависить от многих факторов. Предпочтительно перемещаться по воде, снегу или льду, что бы продлить жизнь гибкому ограждению. На скорости садиться на дно над землей не рекомендуется. Вероятнось переворота судна над землей при сбрасывании давления в подушке резко повышается.
Для экстренного торможения над землей применяется разворот на 180 градусов и кратковременный полный газ. Эффективный разворот совершается в соответствии с вращением маршевого винта. При вращении винта против часовой стрелки разворот совершается через левый борт и наоборот для вращения по часовой стрелки. Если у судна два винта и они вращаются противоходом, то разворот нужно совершать в сторону более загруженной половины.
Двигаясь по незнакомому участку не рекомендуется набирать максимальную или близкую к максимальной скорость. Главной неприятностью может оказаться неожиданно попавшийся на пути провал или углубление. При глубине ямы более 1 метра воздух из ГО выходит практически за секунду. Последует нырок и удар. Скеговые суда в этом случае погасят некоторое количество энергии удара, но все же таких ситуаций допускать нельзя. Над землей на курс движения может неожиданно выбежать дикое животное или можно наткнуться на крупное препятствие скрытое кустарником.
Тяжелее всего СВП идет по плотной высокой траве - не более 30 километров в час. Следует избегать плотных зарослей камыша. Преодолеть заросли катер на воздушной подушке не сможет. Примятый камыш поднимит судно над землей и гибкое ограждение сразу же потеряет давление, так как лисьтья будут пропускать воздух.
Движение по земле является самым опасным режимом для СВП и его рекомендуетсяосуществлять только по тщательно подготовленным и проверенным трассам.
Движение СВП по снегу и льду
Именно по снегу и льду катер на воздшной подушке достигает максимального показателя скорости. Многие суда легко развивают скорость до 100 километров в час и даже более. Режим "лед и снег" самый оптимальный и вто же время самый коварный из всех. По льду сдуно идет легко и плавно, но и тут нужно не забывать про отсутствие тормозов и сцепления с поверхностью. Разогнавшись до максимальной скорости не опытный пилот может не успеть среагировать на появившееся препятствие. Экстренное торможение и виражи на максимальной скорости вещь невероятно экстремальная и эффектная, но в принципе в этом нет ничего опасного, если пилот обладает необходимым опытом и навыками. Главное точно знать сколько вам нужно расстояния для полной остановки. И максимально хорошо чувствовать траекторию скольжения.
Вот собственно и все. Если мы где-то ошиблись или у вас есть вопросы, то можете написать нам на почту или позвонить по телефону. Мы надеемся, что статья оказалась для вас полезной.