К общему списку
СВП не тонут
Как и любое транспортное средство, суда на воздушной подушке изначально использовались частными лицами для развлекательных целей. Со временем разглядев все преимущества таких судов, многие организации стали приобретать их с целью коммерческой эксплуатации. Разумеется, в сложившейся ситуации возникла потребность страхования нового вида транспортных средств.

Поскольку СВП пришли к нам из-за рубежа, то логично, что первые попытки страхования катеров были предприняты в иностранных государствах. Главная проблема, с которой столкнулись страховые компании — риски, связанные с эксплуатацией ховеркрафтов. Неудивительно, если учитывать широкий диапазон функционала таких судов. Кроме того, неизвестно, к какой категории транспортных средств следует отнести СВП. Поскольку суда могут эксплуатироваться как на суше, так и на воде, страховщики ломают головы с целью создания такой программы страхования, которая охватила бы и сухопутные, и морские риски.
Представляет ли проблему многофункциональность суден на воздушной подушке

Многофункциональность суден на воздушной подушке представляет проблему не только для страхования, но и для регистрирующих органов. К примеру, на территории Туманного Альбиона все СВП изначально регистрировались как летательные машины. Соответствующим образом они и страховались. Сегодня же в Великобритании ховеркрафты регистрируются в специальном органе ВМФ и береговой охраны. Следовательно, страхование сухопутных рисков в этой ситуации неосуществимо.
Поведение страховых компаний было полностью предсказуемым. Путаница в определении морфологии суден на воздушной подушке стала причиной отказа от любого вида страхования СВП. На сегодняшний день застраховать катер на воздушной подушке в Англии можно только в паре компаний. И только одна из них предоставляет полноценное комплексное страхование всех рисков.
В Соединенных Штатах Америки страховщики также негорят желанием иметь дело с СВП. В качестве главного довода они приводят отсутствие реальных данных статистики аварий и инцидентов с участием ховеркрафтов. По информации же Объединения операторов СВП США за последние 40 (!) лет, ни одно судно не потерпело аварии и не причинило вреда ни одному человеку. Трудно не согласиться со страховыми компаниями: подобная статистика мало похожа на правду.
Учитывая интерес российских граждан к ховеркрафтам, отечественным страховым компаниям впору задуматься над проблемой их страхования в будущем. Велосипед придумывать совершенно необязательно. Опыта иностранных коллег вполне должно хватить.

В настоящее время на территории Российской Федерации СВП массово используются на Дальнем Востоке и в регионах Крайнего Севера. Главные направления деятельности — перевозка пассажиров и транспортировка различных грузов. Нередки случаи применения катеров на воздушной подушке туристическими организациями. В каких страховых компаниях, и на каких условиях застрахованы данные СВП, — неизвестно. Совершенно очевидно, что в России (как и в США), объективной статистики инцидентов и аварий, связанных с ховеркрафтами, не ведется. Однако если задаться целью, то информацию о подобных происшествиях найти можно. Так, например, в ходе спасательной операции (г. Ульяновск, 2006 г.) одно судно на воздушной подушке затонуло. Один из рыбаков, пребывавших в тот момент на борту судна, погиб. Однако такие случаи бывают с любой техникой.
Сегодня в России страхованию подлежат СВП, создаваемые для военных нужд. В том же 2006 г. были застрахованы три ховеркрафта класса «Мурена», переданные впоследствии ВМФ Кореи.