К общему списку
Надежен ли катер на воздушной подушке
На этот вопрос можно с уверенностью ответить - да, механизм полностью надежен. При этом стоит добавить, что максимальная надежность возможна только в двух случаях: при надлежащей эксплуатации и при условии соблюдения технологии сборки. Соблюдение обоих условий делает катер на воздушной подушке рядовым механизмом наподобие тех, что встречаются нам каждый день. В случае если эксплуатация будет осуществляться не так, как положено, возможен выход агрегата из строя. Это правило справедливо для любой техники, которая попадает не в те руки. Очевидно, что управление любым механизмом основывается, в первую очередь, на соблюдении техники безопасности. Конструкционное исполнение катеров на воздушной подушке учитывает возникновение возможных неприятных случаев.
Надежность силовой установки
Силовая установка катера на воздушной подушке - это все то, что приводит катер в движение или еще ее называют винтомоторной частью. Надежность винтомоторной части определяется ее самой ненадежной частью и этой частью являются лопасти и механизм передачи момента с двигателя.
Практика показывает, что ресурс лопастей достаточно велик и может составлять 200-300 и даже более моточасов. Единственное что может резко сократить этот ресурс, это залетающий в тягу мусор и ветки. По возможности таких моментов надо избегать, тогда лопасти прослужат долго. Все лопасти могут выйти из строя из-за обыкновенной садовой перчатки, которую забыли на крыше СВП.
При движении на судне на воздушной подушке в холодное время года нужно помнить, что на лопастях периодически образуется наледь, которую нужно не забывать устранять. Диагностируется это довольно просто - повысились шум и вибрации, значит нужно почистить лопасти. Рекомендуется осматривать лопасти перед запуском и после остановки.
Механизм трансмиссии на различных катерах может отличаться. Это может быть прямой привод, когда ось вала двигателя совпадает с осью лопастного механизма. Если оси не совпадают, то силу вращения нужно как-то передать на параллельные оси. Обычно это либо зубчатая передача редуктором, либо ременная. На крупных судах на воздушной подушке для этих целей используется гидравилка.
В случае с промышленными судами в силу вступает великая стандартизация. Все показатели надежности указаны в соответствующих СНИП-ах, ГОСТ-ах и ISO. В случае небольших и средних катеров используется либо редуктор, либо ремень. В целом редуктор надежнее ременной передачи, но требует определенного внимания. Если регулярно смазывать и менять расходные части - редуктор служит очень долго. Правда стоит отметить, что если все-таки он сломается, то в поле вы починить его врят ли можете. Технически это не совсем простая операция.
При попадании воды ремень может проскальзывать. В следствии чего происходит нагрев и обрыв. Так же ремень может нагреваться просто при жестких режимах эксплуатации. Ремень на СВП - это расходник. Самое главное - его можно заменить в полевых условиях. Возить с собой 1-2 запасных ремня не так уж и трудно. То есть при выборе между редуктором и ремнем по надежности выигрывает редуктор, но и у ременной передачи есть свои преимущества.
Надежность корпуса СВП
Корпуса на СВП в основном делаются из пластика. Стеклопластик достаточно долговечен и имеет неплохие показатели прочности. Не зря он так популярен у производителей лодок и катеров. Хотя часто на судах на воздушной подушке стенки делают несколько тоньше, чем на катерах. Дело в том, что благодаря конструкции катеров на воздушной подушке неровности поверхности абсолютно никак не влияют на корпус катера. Все удары и толчки гасит гибкое ограждение, поэтому на счет надежности корпуса СВП вы можете быть спокойны.
Надежность гибкого ограждения
Износ гибкого ограждения - больная тема для СВП. Да, стираются. Да, можно уничтожить новую подушку менее чем за сезон эксплуатации. Но в то же время, если соблюдать режимы эксплуатации, то один комплект может служить достаточно долго. При том, что СВП по проходимости можно сравнить разве что с вертолетом. Вы видели расценки на аренду вертолета? Посмотрите.
По надежности хорошо зарекомендовали себя классическая двухуровневая схема и гибридная скеговая. Классическая схема хороша тем, что верхний баллон, который составляет большую стоимость ГО, практически не используется. Изнашиваются лишь сегменты, которые не так дороги. При активной эксплуатации можете по раскрою заказать пошив сегментов в любом ателье, что будет в разы дешевле, чем покупать у производителя. В таком случае гибкое ограждение будет служить долго и его обслуживание будет относительно дешего.
Гибридная скеговая схема так же достаточно надежна. Следить нужно за "мешком" в котором находится скег. Если мешки вовремя менять, то скеги практически не изнашиваются.