Техника безопасности для водителей судна на воздушной подушке

Опасно ли судно на воздушной подушке? На этот вопрос можно ответить по разному. Однозначного ответа нет. Опасны ли самолеты, ролики, велосипеды, поезда, катера или другие транспортные средства? Нанести вред человеку может и подушка и спичка, если не соблюдать правила эксплуатации или применять что бы то ни было по непрямому назначению.

3d-модель катера на воздушной подушке

Любое транспортное средство перевозящее пассажиров ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, так же как и ролики, велосипед или автомобиль. Можно и на двух ногах разбежаться и об стену головой удариться.

Так что первым делом читаем общие правила поведения на воде:

- Безопасность на воде общие положения;

- Безопасное управление маломерными судами на сайте МЧС;

- Безопосность управления судов российского речного регистра;

Пилот судна на воздушной подушке является капитаном и несет ответственность за каждого пассажира, находящегося на борту так же как и капитан любого другого судна. Так же капитан или пилот несет ответственность за любые происшествия с участием его судна произошедшие по его вине. Это основное, что нужно помнить всегда.

Подготовка к началу движения на СВП

Помните, что СВП есть нечто среднее между водным транспортом и воздушным. Очень важно перед тем, как начать экплуатировать проверить:

- винты, их целостность и исправность механизма тяги;

Катер на воздушной подушке переходит с земли на водуПрототип СВП от немецкого автомобильного концернаСверхлегкая амфибия Жук выходит на берег

- винтомоторную установку в целом, на предмет течей или других видимых неисправностей;

- все монтажные крепления: винты, гайки, стяжки, тросы;

Конструктивная особенность СВП - вибрации совершенно разных частот практически по всем элементам конструкции. Иногда разбалтываются такие крепления, которые на обычной лодке или катере затягиваются раз и на всегда.

К вашему судну на воздушной подушке должен прилагаться документ, по которому вы можете более детально проверить ваш катер с учетом особенностей именно вашей модели.

Особое внимание уделяйте техобслуживанию катера в соответствии с вашей сервисной книжкой.

Старт двигателя катера на воздушной подушке

Первым делом проверьте, что бы движению всех винтов ничего не мешало. Проверьте защитные сетки, которые закрывают винты от затянутого воздушным потоком мусора. Частые случаи, когда для диагностики снимают защитную сетку и забывают ее поставить. Тут же затягивает перчатку или тряпку. Плата за такую ошибку может быть высокой, например полная замена комплекта лопастей.

После проверки сетки просто посмотреть вокруг винтомоторной установки. Возможно вы забыли перчатку, отвертку или другой инструмент, который может повредить аппарат при запуске двигателя. Если все впорядке, то теперь обойдите катер кругом. Если вокруг есть люди, то предупредите, что будет осуществляться запуск и им лучше отойти на безопасное(3-4 метра) расстояние. Попутно оцените визуально целостность гибкого оргаждения и жестких элементов конструкции.

Все в порядке. Можно запускать двигатель или двигатели. Если двигателей несколько, то маршевый двигатель запускается в последнюю очередь. Перед запуском дайте команду "от винта".

Меры предосторожности в движении

При начале движения "прислушайтесь" к работе вашего аппарата. Нормально ли ведет себя техника, отзывчива ли к управлению. Обороты двигателя вместе с воздушной тягой должны повышаться плавно. Не делайте резких движений ручкой газа. В паспорте вашего СВП посмотрите крейсерские обороты двигателя. Обычно это 35-45 процентов от максимальных оборотов. Обычно максимальные обороты рекомендуется давать не более 5-7 секунд. Уточните этот момент в тех. паспорте или у производителя. В случае неравномерной работы двигателей или провалов в тяге немедленно прекратите движение до выяснения причины.

СВП МарсПатрульный катер на воздушной подушкеСВП Марс 700 и оторванный пропеллер

Избегайте движения на максимальной скорости. Оптимальная скорость по знакомым участкам 30-40 км/ч. По открытой воде можно разогнаться побыстрее, если вы уверены, что из воды ничего не будет торчать и вокруг нет других плавсредств или они находятся на безопасном расстоянии. На забывайте, что СВП парит над поверхностью, а значит оттормаживается судно дольше и маневры совершаются с большим радиусом.

Что брать с собой

Все, конечно, в первую очередь зависит от того, куда вы собрались отправиться путешествовать на вашем судне на воздушной подушке. Почувствовав свободу перемещения пилоты СВП начинают путешествовать по местности, которая АБСОЛЮТНО НЕПРОХОДИМА для других видов транспорта. Если в округе нет второго СВП, который сможет вызволить вас в случае аварии, то будьте максимально осторожды.

Всегда берите с собой медицинскую аптечку для оказания первой медицинской помощи. Чистая питьевая вода так же может пригодиться. На судне должно быть надежное средство связи. Не путешествуйте там, где перестает работать сотовый телефон, и когда других средств связаться с внешним миром у вас нет.

Не забудьте приобрести несколько сигнальных ракет.

Особую осторожность нужно соблюдать в холодное время. Даже если в СВП стоит отопитель - берите с собой теплую одежду в которой вы сможете находится на открытом воздухе длительное время.

В целом конструкция СВП довольно проста и по большому счету катер редко ломается так, что продолжить движение невозможно, если вы до этого наблюдали за его техническим состоянием. Но техника есть техника и лишняя осторожность в этом вопросе никогда не повредит.