К общему списку
Подробности и секреты эксплуатации СВП
Регистрация СВП
Первое с чем придётся столкнуться владельцу СВП — это получить законное основание пользоваться судном на воздушной подушке по прямому назначению. Регистрация катеров на воздушной подушке оформляется в вашем отделении Государственной Инспекции Маломерных Судов(ГИМС). Регистрации подлежит любое судно массой свыше 200 кг. и мотором мощностью выше 5 л.с или свыше 8 киловатт.
Крупные СВП регистрируются в Речном Регистре, но это действительно огромные суда. В 90% случаев производители заранее так сертифицируют свои СВП, что они однозначно регистрируется в ГИМС-е. Уточняйте у производителя. Набор документов уточняйте в отделении ГИМС-а. Обычно это паспорт СВП, сертификат, договор купли-продажи, счет-фактура и сам катер — это в случае, если вы первый владелец. Если до вас катером на воздушной подушке распоряжалось физическое лицо, то необходим еще и судовой билет.
Так же рекомендуем узнать у производителя, возможно, они оказывают помощь в постановке на учет. В любом случае у них должен быть богатый опыт в этом вопросе. Хоть СВП и не редкость в наше время, но часто сотрудники ГИМС-а, по непонятным причинам, отказываются ставить на учет. Поставить обязаны!
Ремонт и обслуживание СВП
Первым делом поговорим о тяговой установке. Обычно один или несколько двигателей. С двигателями обычно все просто. Все производители без исключения стараются ставить Российские, Немецкие, Японские или Американские двигатели, которые имеют достаточное покрытие дистрибьюторами и дилерами на территории РФ. Народ в наше время уже научен горьким опытом, и к незнакомым моторам относится с осторожностью и опасением. В общем, это оправдано.
Обслуживать двигатель можно самостоятельно, предварительно взяв инструкцию по эксплуатации у производителя. В инструкции подробно описаны основные процессы типа: замены масла, свечей, фильтров и других расходных частей. Так же это можно делать силами практически любого моториста знакомого с вашим типом моторов. По вращающимся деталям все тоже просто. Необходимые процедуры обслуживания описаны в инструкции. Неисправности диагностируются визуально, так как все на виду, либо по вибрациям при запуске. Элементарный осмотр тяговой установки на наличие течей или трещин позволяет диагностировать 80% неисправностей. Остальное всплывет при запуске по вибрациям. Неисправная винтомоторная установка на СВП начинает сильно бить по корпусу и шуметь, что нельзя не заметить.
Стеклопластиковый корпус ремонтируется в специализированных мастерских, коих огромное количество возле любого скопление лодок и катеров. Ремонт стеклопластика технологически не представляет сложности. Гибкое ограждение специально делается из таких материалов, что его износ минимален. Одного комплекта гибкого ограждение хватает на 3-5 сезонов уверенной эксплуатации. Если вы планируете использовать катер для охоты, рыбалки или по хозяйственной части, то опасаться вам нечего. Соблюдайте эксплуатационные режимы, и одного комплекта ГО вам хватит надолго. Как любая техника СВП требует к себе некоторого внимания. Но даже если вы не являетесь техническим специалистом, большинство необходимых мер по обслуживанию техники вы сможете принять самостоятельно. Ведь конструктивно катер на воздушной подушке не представляет собой ничего сложного.
Ходим на СВП
Даже на крупных катерах на воздушной подушке освоиться с управлением можно за 15-20 минут. Обязательно помним о режимах эксплуатации двигателя вашего СВП. Многие по аналогии с обычными катерами врубают «полный ход» и идут так в течении 1-2 часов. Это однозначно приведет к выходу двигателя из строя. Отсечки на крейсерских оборотах у СВП обычно нет, так как в экстренной ситуации бывает, нужна вся мощь двигателя, пускай и кратковременно. То есть, открыв заслонку акселератора на 100%, вы уводите тахометр в «красную зону», что однозначно приведет к поломке мотора, если пытаться идти так длительный промежуток времени. Так же стоит помнить, что СВП – это своего рода компромисс между водной и воздушной стихией. Маршруты вашего движения должны быть подготовлены и известны не только вам.
Не стоит заходить на СВП в места, про которые вы мало что знаете. Бывает так, что в случае аварии или другой нештатной ситуации помочь сможет только другое СВП или вертолет. Уйти на 20-30 километров в совершенно непроходимые топи – раз плюнуть, а вот выбираться потом можно 2-3 недели. Пилот СВП – не просто так зовется пилотом. При низких температурах перед тем, как начать движение убедитесь, что гибкое ограждение свободно и внутри нет льда или воды с грязью в сегментах. В случае, если вы вмерзли гибким ограждением можем посоветовать обсыпать катер солью. Сыпать надо много и ждать придется от 12 часов, но лучше так, чем менять ГО.
Обязательно нужно иметь с собой средство связи. В местах суровых климатических условий возьмите с собой все необходимое для того, что бы продержаться до прибытия помощи. Всегда нужно иметь несколько сигнальных ракет. Не смотря на то, что ходить вы скорее всего будете по воде – огнетушитель может быть не лишним. Это общие моменты, которые в среднем могут относиться ко всем СВП. Остальные особенности и секреты вы узнаете от производителя вашего катера на воздушной подушке.