Зимняя рыбалка и судно на воздушной подушке

Маленькие реки, коих в нашей местности предостаточно, практически непроходимы для снегоходов и тому подобной техники. Перекаты и места, куда впадают ручейки, либо вообще не замерзают, как и некоторые верховья речушек, либо покрыты тоненьким ледком. По окончанию сильных снегопадов тяжелый снег становится причиной выхода на лед большого количества воды, которая и пропитывает этот самый снег. Конечно же, верхний слой подмерзает, превращается в лед, и его снова присыпает снегом. Безобидный внешний вид реки рассеивается тогда, когда, ступив на такой снег, проваливаешься в месиво изо льда и воды. Хорошо, если по колено.

Отечественные снегоходы

российский снегоход «Буран»

Отечественные снегоходы «Буран» бессильны перед таким настом, импортные же на большой скорости могут перескочить с одного берега на другой, но поездка вдоль реки на них опасна. Например, «Арго» - гусеничный вездеход канадского производства - способен двигаться по льду, но с большим трудом. Пару раз я, проломив тонкий лед, застревал на нем в снежном месиве. Выбирался при помощи бурения лунки сзади вездехода, березового ствола (загодя приготовленного) и ручной лебедки.

Судно на воздушной подушке (СВП)

В итоге решено было приобрести катер на воздушной подушке. Не имея опыта общения с такой техникой, я затруднялся предположить, как она себя поведет. Я боялся, что нижняя часть может примерзнуть, а при перемещении с воды на лед опасался угодить носом судна под кромку льда. Управление при перемещении по мелким, извилистым рекам представлялось в совершенном уже тумане. Была боязнь распугать рыбу шумом винта.

Выбор СВП

СВП   с открытой крышей.разнообразные модели СВПпрогулка на аэроджипе

Примерно месяц мне потребовался на то, чтобы выбрать себе СВП, способное бросить вызов нашим погодным условиям. Неширокая распространенность данного вида транспорта с лихвой компенсировалась разнообразием моделей. Решил остановиться на американском производителе, NeotericHovercraft. Изготавливалось судно под заказ: имели место некоторые доработанные узлы, необходимые для рыбалки. Судно было доставлено к месту базирования, которое расположено в Холмогорском районе Архангельской области, в конце ноября 2009 г.

По первому льду

Первая поездка прошла успешно: судно без проблем преодолевало как водную, так и ледяную поверхности. Переход с одной на другую и обратно практически не ощущался. При условии нахождения судна на подушке даже в местах, где лед ломался под весом судна, неприятностей не происходило. Во время движения без подушки лед, конечно, разламывался, передняя завеса и носки пневмобаллонов ударялись об лед, расталкивали его, иногда куски льда поднимались острыми концами вверх. Однако все это не принесло КВП ни малейшего повреждения. Все же пренебрегать мерами предосторожности не стоит - гасить скорость лучше плавно и на тех участках, где лед достаточно крепок или его вообще нет. Если нужно остановиться (или потерять подушку), а внизу тонкий лед, то лучше не набирать разгон вообще, а идти на малых оборотах таким образом, чтобы судно оставалось на подушке.

Рыбалка в ледостав

трехместный аппарат на снегусудно на воздушной подушкепрогулка на катере по морю

Рыбачить в ледостав - одно удовольствие. СВП способно доставить в такие места, о которых раньше и не мечтал. Во-первых, с СВП любое место реки легкодоступно. Во-вторых, появляется возможность удить рыбу в заливах: в русле реки лед появляется позже, а в заливах раньше. То есть, обычная лодка уже не поможет, а пешком по льду не доберешься. Зима в начале 2009 г. была непривычно теплой, лед таял и появлялся снова.

В ноябре я решился посетить залив, удаленный от базы на 10 км. Уже кое-где появлялись забереги, но основная часть реки не была покрыта льдом. Прихватил с собой пару донок, зимние удочки и поплавочную шестиметровую удочку. Десяток километров осилил за четверть часа. Аккуратно приблизился к омуту. На поверхности был тонкий слой льда, блестящий от воды сверху: температура была со знаком плюс. Притормозил у места, где начинается лед, потом увеличил количество оборотов двигателя, судно приподнял на подушку и попытался заехать на лед. Поначалу лед треснул, судно провалилось, но... осталось на месте!

СВП любое место реки легкодоступно

В месте, выбранном для стоянки, глубина достигала двух метров. Сделав по две лунки с каждого борта, забросил донки в русло реки, где была чистая вода. Спиннинговые удила пришлось опереть о двигатель СВП. Со льда нет возможности пользоваться подсачком, а потому я его даже не готовил. Концы обоих удил, которыми забрасывал донки, стали тихонько дрожать. Судя по всему, мелочь, решил я. Извлек одну из донок и снял с крючка неплохого ельца. Далее пришла очередь поплавочной удочки и червей, на которых хорошо шел немаленький елец. Спустя какое-то время проверил лунки. В те лунки, которые находились в сторону берега, шел средний окунь. Опытные рыбаки говорили, что окунь любит стоять в воде под крупным дрейфующим предметом. Главное, чтобы этот предмет не издавал шумов, как это может лодка из дюраля. Иногда окунь чередовался с ельцом.

Вдруг удило донки стало подскакивать. Ясное дело, что клюнул кто-то крупнее окуня. Это был сиг, чуть более кило весом. Тащить было сложно, так как мешал лед на границе чистой воды и СВП. Я вспомнил, что подсачок лежит в рундуке, да еще и в собранном виде. Пришлось одной рукой держать донку, а второй управляться с подсачком. Справившись с ним, я отогнал мешавшую льдину от судна. В конце концов, удалось подтянуть сига на палубу. Я почувствовал, что моя лодка на воздушной подушке тихонько начала движение вдоль берега вместе со льдом. И вот уже вся конструкция вальяжно движется по течению.

К слову, некоторое время окуни еще продолжали клевать в лунках. Не хотели, видимо, расставаться с моим судном. Рыбалка заняла около двух с половиной часов. Полчаса заняла дорога туда-обратно. Короче говоря, к обеду прибыл на базу. Полтора десятка крупных ельцов, с десяток окуней, килограммовая сига. Веселая, а главное, удачная рыбалка получилась.