К общему списку

Разбираемся в терминах, катера на воздушных подушках, воздушные подушки и воздушные винты

Любой человек, впервые столкнувшийся с принципиально новой техникой, обречен на ее вдумчивое изучение. Общего представления о том, как выглядит судно на воздушной подушке не хватит. Куда более предпочтительно немного разобраться во внутреннем устройстве аппарата. Необходимые информационные материалы или интернет-форумы по интересам помогут в приобретении нужного объема знаний. Основные базовые понятия можно разобрать в рамках этой статьи.

Конструкция катера на воздушной подушке

Зеленое судно на воздушной подушкеСудно на воздушной подушке Пегас 5уНадувное СВП

Что вообще представляет собой катер на воздушной подушке? Это универсальное транспортное средство, способное передвигаться как по суше, так и по воде. Ему не страшны ни болота, ни пересохшие реки, ни какая-либо другая пересеченная местность. Те, кто впервые видит такой катер в движении, буквально теряют дар речи на пару секунд. Сначала сложно понять по какому принципу действет аппарат. 

Визуализация чертежа судна на воздушной подушке

Неспроста горячо любимый службами МЧС катер на воздушной подушке называют Хивусом, что в переводе на русский означает "зимний ветер". Когда он скользит над заснеженной поверхностью, то очень сильно смахивает на крупную поземку. При этом снежная буря, поднятая катером и стелющаяся из-под него, выглядит достаточно внушительно. Итак, начнем того на что опирается катер. 

ГО, гибкое ограждение, юбка - в общем из названия все ясно. Так называют часть СВП, в которую нагнетается воздух и за счет которой катер поднимается над землей. 

Баллон ГО - обычно так называют гибкое ограждение, которое представляет из себя цельный контур. Часто "баллоном" называют верхнюю часть духуровнего ГО. В случае, одноуровнего ГО типа "балонн" знайте, что вы имеете дело с самым примитивным и ненадежным гибким ограждением. 

Сегментное ГО - это когда гибкое ограждение состоит из сегментов, которые не зависят друг от друга. Нагнетаемый воздух расправляет сегменты и они сходятся достаточно плотно для того, что бы не выпускать воздух.

Преимущество именно в их независимости. Сегменты как бы обхватывают препятствия, но при этом сохраняют герметичность ГО. Можно преодолевать крупные препятствия типа средней величины камней или бревен, что не позволит сделать одноуровневое балонное, т.к. оно при первом же наезде потеряет герметичность и, как следствие, давление. Если сегментное ГО лишится нескольких сегментов, то вы сможете дойти до базы. Балонное ГО при порезе 30-40 см. вам такого не позволит. 

Секционное ГО - это то же баллонное, только балон разделен на герметичные отсеки по днищем катера. Такой схемы следующее.

Если вы наедете на открытый канализационный колодец на любом ГО, то воздух уйдет вместе с давлением и выйти на подушку вы не сможете. Но, в случае с секционным ГО на люке будет находится один или несколько секций. Да они потеряют герметичность, но зато давление будет в других секциях. Этого будет достаточно что бы выйти на подушку и продолжить движение. 

Применяется на крупных судах на воздушной подушке или платформах, т.е. у аппаратов с большой площадью. 

Скеговое ГО - изобретение родом из России. Смысл в том, что по бокам судна ставяться надувные баллоны, которые соединяются гибким ограждение в передней и задней части, за счет чего и достигается герметичность. 

Такое ГО дает большую курсовую устойчивость, так как скеги дают некоторое сцепление с водной поверхностью. Но это на воде. На земле эти баллоны наоборот становяться помехой и затрудняют движение. Скеговые суда хорошо ходят по воде, льду и снегу. Их сложно назвать полноценной амфибией. 

Силовая установка СВП обычно описывается общепринятыми терминами. 

Маршевый или тяговый двигатель - двигатель, которых обеспечивает движение судна на воздушной подушке. 

Нагнетательный двигатель - двигатель, который поддерживает давление в ГО и нагнетает туда воздух. 

Какими бывают типы воздушных винтов

Новый катер на воздушной подушке Ivanoff hovercraft

ВИШ - винт с изменяемым шагом, т.е. техническая возможность на ходу менять угол атаки лопасти винта таким образом, что бы поток воздуха перенаправлялся п противомоложную сторону. За счет этого можно оттормаживаться или осуществлять движение задним ходом. 

Реверс - часто это и есть ВИШ, но бывает, что используются реверсивные ковщи или заслонки, которые выполняют ту же функцию перенаправления потока воздуха, но не так эффективны как ВИШ. недостаток ВИШ-а в высокой стоимости и технической сложности. 

Кольцо - цельный элемент, который устанавливается вокруг винта и увеличивает его эффективность на 20-30%. 

Вся остальная терминология достаточно популярна и интуитивно понятна.